Чт, 1 сентября 2011, 08:33
просмотров: 11825 коментариев: 33 

Газон на "Днепр-Арене" - журналистское расследование

Газон на "Днепр-Арене" - журналистское расследование

19 июля 2011 года в украинских спортивных СМИ появилась новость с таким заголовком: "На "Днепр-Арене" новый газон"! Любители футбола в Днепропетровске довольно долго ждали этого сообщения, поскольку прежний газон не отвечал предъявляемым к нему требованиям футболистов и испанского тренерского состава во главе с титулованным Хуанде Рамосом. В весенней части "Днепр" демонстрировал обнадеживающую комбинационную игру и с новым качественным полем все связывали только самые радужные перспективы. Наталья Кендыш, агроном "Днепр-Арены", сопроводила эту новость своим комментарием:

Кендыш Наталья: – Был проведен целый ряд активных работ. Был снят старый газон, после чего насыпан песок и уложен новый газон. На данный момент он уже "прихватился" и держится.

Первая же игра на домашней арене с "Волынью" показала, что новый газон ничуть не лучше, а местами даже и хуже прежнего. Время шло, "Днепр" терял очки, а газон становился все хуже и хуже… К чести главного тренера отметим, что он ни разу не сослался на плохое качество газона в оправдание упущенных очков. На памяти автора в "Днепре" такое случалось нечасто. Лишь впоследствии, на вопрос журналиста, Хуанде Рамос ответил:

Хуанде Рамос: – Газон был в очень плохом состоянии. Понятно, что это не может служить нам оправданием. Но чтобы играть в профессиональный футбол, этот газон не годится.
К матчу с "Фулхемом" его немного подлатали, на поле отчетливо были видны латки, но к игре с "Динамо" о его качестве говорить не приходилось. Футбольные специалисты с пониманием вздыхали и только тренер киевлян не смог удержаться от язвительной реплики:

Семин Ю.П.: – Поле, на мой взгляд, не соответствует нужному уровню.

С Юрием Павловичем сложно не согласиться, хотя его команде плохое поле не помешало одержать сокрушительную победу на выезде. Победа или поражение, но тема газона на "Днепр-Арене" уже месяц у всех на устах. До поры до времени клуб почему-то воздерживался от каких-либо комментариев, искусственно подогревая и без того накаленную атмосферу вокруг команды. Футбольные болельщики и журналисты выдвигали настолько невероятные теории всеобщего заговора, от которых даже повидавшие всякого в жизни люди делали удивление на лице. И несмотря на небольшой комментарий генерального директора "Днепра", Андрея Викторовича Стеценко, перед матчем с "Фулхемом", в этой теме по-прежнему остается больше вопросов:

  • На "Днепр-Арене" постелили новый газон и опять на нем невозможно играть. Прокомментируйте, пожалуйста, сложившуюся ситуацию.

Стеценко А.В.: – Да, летом постелили новый газон и мы рассчитываем, что он себя хорошо проявит. К сожалению, есть определенные нюансы… Нашим газоном занимались люди, которые занимаются газоном на стадионе "Динамо" имени Валерия Лобановского в Киеве. Все специалисты прекрасно знают, что у них газон идеальный, потому мы и пошли по этому пути. Однако, условия содержания нашего газона немного разнятся. Вы знаете, что там стадион открытого типа, у нас же он спроектирован иначе и является закрытым. На нашем стадионе газону недостаточно солнечного света, на нем недостаточная продуваемость. Но в последних матчах можно было увидеть, что по сравнению с предыдущими матчами – газон стал понемногу затягиваться. Хочу надеяться, и так меня уверяют специалисты, которые занимаются футбольным газоном, что пауза в чемпионате пойдет газону на пользу и к матчу с симферопольской "Таврией" он уже будет в хорошем состоянии. Надо просто потерпеть.

Мы решили не ограничивать свое любопытство лаконичным ответом Андрея Викторовича и попытались узнать мнение различных людей, так или иначе связанных с ФК "Днепр" в частности и футболом в целом.  Одному из первых мы задали несколько вопросов Андрону, болельщику ФК "Днепр"

  • Как по-вашему, проблема с газоном на "Днепр-Арене" существует?

Андрон: – По-моему, это очевидные вещи. Конечно существует.

  • В чем конкретно проявляется эта проблема?

Андрон: – Я на нем не играю, и даже не хожу, поэтому судить могу лишь по внешнему виду, который оставляет желать лучшего. Считаю, что внешний вид передает его потребительские качества. На газоне видны проплешины, при движении футболистов отрываются фрагменты газона, о подкатах и говорить не приходится… Газон не выглядит здоровым.

  • Почему команда соперника на нашем газоне может добиться положительного для себя результата, а Днепр не может?

Андрон: – Потому что на результат матча влияет далеко не только качество газона.

  • Какие вы видите варианты выхода из сложившейся на "Днепр-Арене" ситуации с газоном?

Андрон: – Чтобы видеть какие-то варианты, нужно не только четко знать причину, по которой возникает проблема, но и иметь соответствующую квалификацию. Я таковой не обладаю, а о причинах разные специалисты высказывают разные мнения… и я не чувствую себя компетентным, чтобы выбирать кто из них прав.

  • На ваш взгляд, целесообразно ли сейчас Днепру переезжать на стадион "Метеор" с тем, чтобы разобравшись в причинах проблем, исправить их и весеннюю часть провести уже на газоне хорошего уровня?

Андрон: – Сложно судить о целесообразности. Думаю, это можно считать одним из вариантов. Если, конечно, такие действия дадут гарантированный результат. Хотя сейчас уже жара схлынула, лето закончилось, возможно, это поможет газону прижиться и не придется переезжать на "Метеор". Там ведь тоже поле далеко не в идеальном состоянии. Соревнования давно не проводятся, поэтому не только поле может быть не в порядке. В такой ситуации нужно прислушаться к мнению специалистов. Ну и судить о том, насколько согласен хозяин стадиона еще раз перестилать газон, опять-таки, вне моей компетенции. Чтобы принимать решения надо располагать полной информацией. Если есть предпосылки считать, что через несколько месяцев газон приживется и не будет того, что творится сейчас – то, безусловно, стоит временно переехать на "Метеор". Если, конечно, хозяин готов нести такие дополнительные расходы.

Глас народа – это хорошо. Однако, как показывает практика, в Украине часто пренебрегают общественным мнением, поэтому мы решили обратиться непосредственно к специалистам, которые уже много лет профессионально занимаются футбольными газонами и поставляют свою продукцию на большинство отечественных стадионов. Нашими собеседниками стали: генеральный директор Группы компаний "Украинские газоны", кандидат сельскохозяйственных наук, Воробьев Олег Борисович (далее по тексту – Воробьев О.Б.), а также управляющий одной не менее уважаемой и крупной компании, который по уважительным причинам пожелал сохранить свою анонимность  (далее по тексту мы будем называть Николай). Сразу следует отметить, что автор данной статьи не имеет специализированного агротехнического образования и только поэтому, с целью получения наиболее полной и объективной информации по животрепещущей теме, задал одинаковые вопросы приглашенным специалистам. Отвечали они на эти вопросы порознь, поэтому полученные результаты можно считать наиболее объективными.

  • Что такое "футбольный газон"?

Николай: – Футбольный газон – это смесь специально подобранных трав. От обычного газона он отличается специально подобранным семенным составом трав, которые создают более густую корневую систему, чтобы способствовать минимальным порывам и противостоять вытаптыванию. По большому счету все.

Воробьев О.Б.: – О, понятие очень емкое. Сначала надо понимать, что такое обычный газон, а потом плавно перейти к футбольному газону. Сам газон – это сообщество злаковых трав, а футбольный газон – это специально подобранные виды и сорта злаковых трав, которые могут выдерживать высокие нагрузки.

  • В чем основная специфика футбольного газона и чем он характеризуется?

Николай: – Основная специфика – семенной состав. Есть культуры, которые более устойчивы к нагрузкам и они используются именно на футбольном газоне, а есть менее устойчивые – используемые в обычных газонах и имеющие более эстетичный вид. Я считаю, что визуальный вид для футбольного газона имеет второстепенное значение, а главное – что находится под землей. Прежде всего – это качественная корневая система, которая держит газон, чтобы он не плыл у футболистов под ногами и выдерживал соответствующие нагрузки.

Воробьев О.Б.: – Как я уже сказал – суть заложена в самом определении. Он характеризуется способностью выдерживать высокие нагрузки и быстро регенерироваться, т.е. восстанавливаться. Это его главная задача! Кроме того, газон для футбольных полей должен иметь хороший, постоянно зеленый вид. Больше всего приветствуется темно-зеленая окраска. Вся мировая селекция движется в сторону создания генетически темных сортов. Если газон имеет темно-зеленый цвет – значит, в нем больше хлорофилла, а это значит, что он может выдерживать более низкое скашивание, и соответственно, быть более устойчивым, что очень ценно для спортивных газонов.

  • Какие существуют особенности по уходу за футбольным газоном?

Николай: – Это целый комплекс работ, поэтому тут так быстро не ответишь… Специфических особенностей нет. Как и обычный газон – это злаковое растение. Так как футбольный газон предполагает размещение на спортивном объекте, то естественно там должен быть предусмотрен стационарный подогрев и полив. Остальное – это тонкости настройки работы этих технических средств по уходу за газоном. Все. Та же банальная стрижка, прикормка – мало чем отличается у футбольного газона от обычного. Конечно, многое зависит от того, как газон себя ведет. Тут агроном определяет, нужно его подкармливать или нет. Нет такого постулата, что раз в месяц нужно дать определенную дозу удобрений. Можно дать, а можно не дать – все зависит от конкретной ситуации.

Воробьев О.Б.: – Футбольное поле – это серьезное инженерное сооружение. Это целая наука, целый комплекс работ и технических средств, которые должны применяться. Успех хорошего состояния газона в будущем закладывается непосредственно при строительстве стадиона и поля. Какой бы супергазон не постелили или посеяли, но если основание поля сделано непрофессионально – газон быстро начнет пропадать. К сожалению, есть и еще один очень важный фактор. В Украине никто не готовит специалистов по уходу за газонами вообще, а по футбольным газонам – в частности. При очень большом количестве футбольных полей в нашей стране, я знаю всего несколько человек, которые являются серьезными специалистами в этой области. Как ученый, 15 лет проработавший с травами, и как практик, много лет выращивающий готовые газоны, уверен, что необходимо специально готовить таких специалистов.

  • Каковы оптимальные температурные условия для футбольного газона, и каков реальный температурный максимум его жизнеспособности?

Николай: – Идеальные условия по приросту газона наблюдаются весной, но и осень можно считать оптимальным вариантом. Средняя температура должна быть в районе +25°С. Температурный максимум, на мой взгляд, очень зависит от страны поставщика семян. Поскольку у каждой семечки есть какие-то свои генетические особенности, в том числе и температуры, при которых они существуют. Европейский семенной состав рассчитан на более мягкий климат. Там зимы не такие холодные, а летом нет изнуряющей жары. Другими словами, их сорта более капризны к условиям погоды, чем сорта той же северной Америки. Там семечка более устойчива к подобным перепадам. Наши семена достаточно хорошо выдерживают даже серьезную минусовую температуру, как например -40°С. Конечно, для этого газон должен быть укрыт хотя бы десяти сантиметровым слоем снега. Ну и на жару под +40-50°С – газон тоже реагирует однозначно не очень хорошо.

Воробьев О.Б.: – При обязательных агротехнических мероприятиях как: необходимом уходе, поливе, регулярных подкормках и борьбе с болезнями, газон может свободно выдерживать температуру от -40°С до +50°С.

  • Можно ли эффективно бороться с высокой температурой на футбольном газоне и применяются ли для этого искусственное проветривание?

Николай: – Да, искусственное вентилирование – очень неплохая штука, применяемая как раз на стадионах закрытого типа. Проблема всех закрытых стадионов – нехватка воздуха для достаточного вентилирования футбольного газона. Обычно используются специальные вентиляторы. Какие у них параметры и насколько ощутим эффект от их работы – сказать не могу, т.к. не владею такой информацией. Но если они стоят и прогоняют воздух по всему полю – то положительный эффект будет однозначно. Насколько мне известно, "Днепр Арена" приобрела такие вентиляторы, их даже можно увидеть на матче. Находятся они возле фан-сектора приезжей команды.

Воробьев О.Б.: – Да, на современных стадионах закрытого типа это обязательно. Для этого при проектировании и строительстве стадиона предусматривают специальные технические средства. Если проветривание недостаточное или отсутствует вообще – это приводит к застою воздуха и как следствие к развитию различных грибковых заболеваний. Некоторые болезни могут уничтожить здоровый газон за несколько дней.

  • Ходят слухи, что перед матчем с Шахтером поле на "Днепр Арене" красили. Возможно ли в принципе покрасить поле?

Николай: – В принципе, можно покрасить поле. Но только не краской, а именно удобрениями. Есть такой препарат "хелат железа" или железный купорос. При усваивании этого препарата трава дает густой, темно-зеленый цвет. Т.е., если вводишь железо в прикормку, можно играться цветом газона. Если прикормка идет всего поля – определить наличие "покраски" нельзя. А небольшие пятна другого оттенка или проплешины на поле, скорее следствие подсева травы или фрагментарной латки.

Воробьев О.Б.: – (смеется) Да, в футболе есть понятие "покрасить газон". Но это образное выражение "покрасить". Обычно применяется азотное удобрение, чтобы придать газону темно-зеленый окрас. Красить краской – я такого еще не слышал. Слышал только о том, что солдаты красили асфальт зеленой краской под газон.

  • Насколько может быть губительна такая "покраска" для газона?

Николай: – Когда этим занимаются профессионалы, то не губительна. Но я думаю, что покраски не было. Однозначно не было!

Воробьев О.Б.: – Внесение азотных удобрений абсолютно не губительно, но все зависит от дозы, которую применяли. Если она сильно высокая – то могут быть проблемы. Сложно говорить о конкретном случае…

  • Что подразумевают, когда говорят "газон горит"?

Николай: – Когда под действием жары он сохнет или идет процесс гниения. Не дали воды – он будет сохнуть, дали больше воды, но при сильной жаре, да при закрытом стадионе, будет идти процесс гниения. Эффект один – газон буреет или желтеет. Никуда от этого не деться. Насколько я знаю, один из украинских клубов за два сезона поменял уже три тысячи квадратных метров своего иностранного газона, а само поле занимает около восьми тысяч квадратных метров соответственно. Кстати, сейчас они уже отдают предпочтение отечественному производителю газонов. Это говорит о том, что никто не может уйти от этих проблем, а поэтому все периодически меняют газон на своих проблемных зонах. Плохой газон вырезают местами, а на его место ставят латку из нового. К сожалению, другого варианта пока нет.

Воробьев О.Б.: – Однозначно ответить сложно. Обычно газон выглядит желтым с явными признаками гниения. Если же газон сухой и желтый как солома – это может быть следствие недостаточного полива. Как я уже ранее говорил, причины могут быть разными.

  • Осуществляется ли подсев травы на уложенный газон?

Николай: – Подсевают все клубы и буквально чуть ли не после каждой игры. Семена закупают все клубы и все подсевают.

Воробьев О.Б.: – Да. Это достаточно эффективный метод, нужно только знать технологию, там есть тонкости.

  • Какие существуют критерии оценки качества футбольного газона?

Николай: – Согласно требованиям УЕФА – это плотность газона и его устойчивость к разрывам. Плотность однозначно должна быть не менее ста побегов на квадратный дециметр. Такой газон считается густым и хорошим, а по второму критерия – допускается не более сорока пяти разрывов за игру. Разрывом считается отлетающая при движении футболиста частичка газона. Если газон срывается при подкате – это тоже разрыв, но дополнительно отмечают, вследствие чего он поплыл. Часто после матча специалисты подсчитывают количество таких разрывов, особенно это актуально при инспектировании стадионов представителями УЕФА.

Воробьев О.Б.: – Согласно действующим в Украине регламентам ФФУ футбольный газон должен быть зеленым, "изумрудно-зеленым" и все. Больше никаких конкретных требований не указывается.

  • Возможно ли на стадии приобретения газона определить, соответствует он стандартам или нет?

Николай: – В принципе да, конечно.

Воробьев О.Б.: – В общем да.

  • Сколько фирм в Украине профессионально занимается футбольными газонами?

Николай: – Думаю, что сейчас могут вырастить футбольный газон только три фирмы. Это мы и еще два наших конкурента, один из которых и поставлял газон на "Днепр-Арену". Кстати, я видел этот газон, когда его привозили, и он был хорошего качества, т.е. соответствовал всем установленным стандартам.

Воробьев О.Б.: – Сложно точно ответить, думаю, что выращивают газон меньше десяти фирм. Особенно сложно ответить на понятие "профессионально".

  • Чтобы купить качественный футбольный газон, нужно знать каким он должен быть и уметь отличить его от некачественного. Заказчик не всегда владеет такими специальными знаниями, может ли он пригласить с собой независимого эксперта и насколько это популярная опция?

Николай: – Обычно качество определяют специалисты футбольного клуба, т.е. обходятся своими силами, без эксперта.

Воробьев О.Б.: – Вопрос очень хороший и актуальный, потому что КТО БУДЕТ ЭТИМ САМЫМ ЭКСПЕРТОМ?! В Украине я знаю только несколько человек, агрономов спортивных клубов, которые могут хорошо содержать газон. Да, они могут быть экспертами. Я могу быть экспертом, т.к. имею соответствующее образование, практический опыт и занимаюсь этим уже давно. Сегодня выращивают обычные газоны все кому не лень, многие из них не имеют даже необходимого специального образования. Вы сами сказали, что заказчик не может отличить качественный газон от некачественного. Покупатель первоначально определяет газон только по цене. Проблемы начинаются позже.

  • Что такое "прошивка газона"?

Николай: – Грубо говоря, все работает по принципу швейной машинки. Берется специальная нить и прошивается на глубину порядка двадцати сантиметров, связывая таким образом корневую систему газона с полем. Делается это, чтобы стабилизировать основание газона и поле меньше плыло под ногами у футболистов. У нее чисто техническое задание и со стороны визуально не видно, прошит газон или нет. Также благодаря прошивке снижается общее количество разрывов газона.

Воробьев О.Б.: – В почву вшивается искусственная нить, что позволяет сделать газон более надежным и вечнозеленым.

  • Рост и восстановление травы повышается под действием специальных ламп?

Николай: – Конечно, есть специальная технология, которой очень активно пользуется у нас один футбольный клуб… Поэтому у них газон чуть-чуть и лучше. Ведь практически все закрытые стадионы с крышей страдают от недостатка солнечного света для газона.

Воробьев О.Б.: – Да. На стадионах используются специальные фитолампы. Насколько мне известно, в Украине они есть только на "Донбасс Арене". Дело в том, что на закрытых стадионах крыша закрывает часть поля и злаковым травам недостает солнечного света, особенно в осенний период времени. Есть некоторые места, на которые прямые солнечные лучи вообще не попадают. В связи с этим на таких стадионах фитолампы и являются необходимым агротехническим приемом.

  • Для более быстрого восстановления газона возможно ли использование таких ламп в ночное время или газон должен отдохнуть?

Николай: – Они ночью работают.

Воробьев О.Б.: – Нет, они применяются в ночное время.

  • На чем должен выращиваться футбольный газон?

Николай: – Сейчас газон на "Днепр-Арене" лежит на чистом песке, а выращивается он на специальной смеси земли с песком, которая идет в определенных пропорциях. На обычном песке газон не выращивается, т.к. он просто не скрутится. Песок будет высыпаться при скручивании газона в рулон. Но долю песка туда добавляют, конечно. На чистом черноземе газоны не выращиваются.

Воробьев О.Б.: – Футбольный газон обычно выращивается на песке, на легком грунте.

  • Какая должна быть подложка под футбольным газоном?

Николай: – Есть стандартный пирог. Грубо говоря, он состоит из дренажных труб, щебня в определенных фракций, уложенного определенными слоями, песок как дренаж, немного плодородного слоя и газон. Сейчас стараются стелить газон прямо на песок. Насколько мне известно, подложка на "Днепр-Арене" абсолютно нормальная, соответствует всем стандартам.

Воробьев О.Б.: – Мы уже неоднократно говорили с Вами о том, что футбольное поле – это очень сложное сооружение на самом деле. Мы видим только зеленую траву, внешнюю и самую красивую сторону поля. А под ней заложены щебень, дренаж, песок, геотекстиль система полива, подогрев и так называемая почвосмесь. Дальше идет газон, или рулонный, или сеяный.

  • Укладка газона требует каких-то специальных знаний и технологий, чтобы приглашать для этого специальную фирму или это не столь технологичный процесс?

Николай: – Самый сложный процесс не укладка, а подготовка поля. Конечно, готовить его должны профессионалы, которые владеют необходимой технологией, а укладка в принципе может осуществляться и обычными людьми. Под чутким руководством и надзором они вряд ли что смогут испортить. Но опять же, тут все должно быть очень строго.

Воробьев О.Б.: – Специальные знания, технологии, техника и опыт нужны. Укладкой газона должны заниматься только профессионалы. 

  • Возможна ли ситуация, при которой купили хороший газон, а потом он сам по себе взял и испортился?

Николай: – Примерно так оно везде и происходит… Тут вот какая ситуация: у производителя футбольный газон растет на открытом пространстве. Ему хватает солнца, воды и ветра. Потом его срезают и переносят в среду с повышенной влажностью и нехваткой солнечного света, поскольку стадион закрытого типа. Ничего не поделаешь – такая конструкция. Газон попадает в другие условия и должен пройти через процедуру выживания, адаптации и восстановления. Тот же цветок домашний переставляешь с одного подоконника на другой, тут он цвел тебе, а тут сидит себе и не хочет. Газон – то же самое растение, которое точно так же реагирует на смену среды обитания. Ситуация становится менее благоприятной и он начинает болеть, привыкать к новому место и так далее. Бывает, что нужно сразу менять, а иногда переболеет и отойдет.

Воробьев О.Б.: – Не может хороший, качественный газон сам по себе взять и испортиться, да еще и быстро. Ведь он несколько лет рос на поле производителя и там же был хорошего качества? Значит, ему создали условия для порчи. Либо основание было не очень хорошее, либо удобрений не давали, либо поливали не вовремя, либо ухаживали не очень хорошо, либо случилось так, что появились болезни и "съели" траву. Но может быть причина и в качестве самого газона.

  • Какие негативные факторы на стадионе могли испортить футбольный газон?

Николай: – Жара и влажность в совокупности дают парниковый эффект, а плохое проветривание создает недостаток свежего воздуха. В принципе, это основные причины, все остальные вытекают из них. Если вопросы поливки, прикормки и стрижки находятся в компетенции человека, то на эти факторы мы повлиять пока не можем.

Воробьев О.Б.: – Высокие температуры, недостаток солнечного света, плохая вентиляция и, естественно, человеческий фактор.

  • Какой наиболее эффективный способ укладки футбольного газона – длинным рулоном или квадратными фрагментами?

Николай: – При хорошем приросте это неважно. Уже через две недели после прироста газон создает сплошной ковер. Но это при хорошем приросте. Если стадион проблемный – корневая система развивается медленнее, поэтому лучше рулоном укладывать. Логика проста – большой рулон сложнее сдвинуть с места, даже если он не прирос как надо. Квадратные же фрагменты в такой ситуации могут просто разъезжаться по полю под ногами у футболистов. Но если все приросло нормально, способ укладки значения не имеет.

Воробьев О.Б.: – Готовый газон в больших рулонах самый эффективный способ устройства поля.

  • Чем отличается иностранный футбольный газон от украинского?

Николай: – Судите сами: не так давно один украинский футбольный клуб купил за немаленькие деньги иностранный рулонный газон, а потом заменила около трех тысяч квадратных метров на такой же украинский. Решили сначала, что импортное лучше нашего… Ну может быть в каком-то компоненте немного и лучше, в какой-то густоте или в чем-то другом. Но поймите – это растение, оно растет в другом климате. Это не линолеум, который можно изготовить в Бельгии и он точно так же будет лежать у тебя в квартире. Газон однозначно будет реагировать на смену места не лучшим образом. Я считаю, что иностранный футбольный газон не лучше украинского. Просто может быть мы, как производители, не дотягиваем еще до каких-то критериев качества, которые хотим видеть. Я согласен, что иностранный газон часто смотрится немного выигрышней. Наверное, это достигается за счет каких-то специфических удобрений, которыми мы пока не пользуемся. В любом случае, периодически перестилать приходится что один, что второй.

Воробьев О.Б.: – Я бы не делал это сравнение таким общим – иностранный и украинский. Это неправильно. Качество разное есть как у европейских, американских, канадских и др. иностранных производителей, так же оно присутствует у всех украинских "выращивателей". Если я буду сравнивать наш газон с тем иностранным, который стелют на наших стадионах, то ничем, только более высокой ценой.

  • В течение какого времени должна производиться укладка газона после того, как его срезали?

Николай: – Все зависит от температуры. Чем она выше – тем быстрее. В сентябре газон можно держать и двое суток, если поливать периодически. Но если дело касается больших рулонов – то не больше одних суток.

Воробьев О.Б.: – Чем быстрее, тем лучше. Желательно в течение дня, максимум двух.

  • Сколько стоит один квадратный метр футбольного газона в Украине и за рубежом?

Николай: – Вилка украинского газона в районе 45 – 60 гривен. За рубежом точно не знаю, но если учесть доставку, то получится в районе 10 евро за квадратный метр. Если не учитывать доставку то, наверное, импортный газон будет даже дешевле нашего. Поскольку они занимаются этим уже очень давно, у них есть площади, высокая конкуренция. Поэтому и цена закупочная должна быть пониже.

Воробьев О.Б.: – Не так давно меня привлекали в качестве эксперта, я ездил в Голландию смотреть газон. Этот газон ничем не отличался от того, который производим мы. Безусловно, я не говорю за всех, потому что каждый производитель идет своим путем, и не всегда, по-моему, верным. Цена отличается очень сильно. В Европе цена за метр квадратный спортивного газона была порядка 13-15 евро, а наш газон такого же качества стоил 5-7 долларов за квадратный метр.

  • Сколько нужно времени, и какие должны быть условия, чтобы только что постеленный газон прижился?

Николай: – В весенний период, когда идет интенсивный рост корневой системы, уже через две недели газон прихватывается, и когда его дергаешь, он с трудом отрывается от земли. Но вообще я считаю должно пройти не меньше месяца, это идеальный вариант.

Воробьев О.Б.: – При правильной технологии укладки – от трех недель до месяца, даже может и раньше.

  • Как можно определить, что газон прижился?

Николай: – Взять за зеленую массу и дернуть вверх. Оторвется – значит корневая слабая. Все зависит от того, какие созданы условия для его роста. Если условия хорошие – он очень быстро прирастет. Если условия не очень комфортные, естественно, все будет происходить гораздо медленнее. Все зависит от тех условий, в которых он находится. Осенью он растет чуть-чуть медленнее, но стелить газон весной и осенью очень неплохо.

Воробьев О.Б.: – Попробовать его оторвать от основания. Конечно, он будет отрываться, но если газон пустил корни, появились белые корешки и отрывается уже с ощутимым сопротивлением – значит, он начал хорошо приживаться.

  • Если газон пожелтел в некоторых местах, о чем это говорит и как с этим бороться?

Николай: – О, это надо смотреть, чего он пожелтел. Тут или недолив воды, или какая-то болезнь, или он не прикормлен удобрениями, или чего-то не хватает в земле… причин очень много.

Воробьев О.Б.: – Сложный вопрос, может быть очень много ответов. Причины могут быть разные, и мы уже о них говорили. Прежде всего, необходимо вызывать экспертов-специалистов.

  • Что подразумевают, когда говорят "мягкое поле" или "жесткое".

Николай: – Скорее всего, имеют ввиду высоту стрижки газона. Если газон подстрижен коротко – он считается жестким, а если высота выше средней – мягким. Ну и еще зависит от того, на каком поле играть: на сухом или на мокром. Некоторые клубы, выбирая тактику на домашний матч, дают указание пролить газон, чтобы сделать газон более быстрым.

Воробьев О.Б.: – Подразумевают основание поля, что заложено под газоном. Если поле сделано на обычных грунтах – оно мягкое и как бы плывет, а если сделано по новым технологиям на песке – то оно обычно жесткое.

  • Занимаетесь ли вы искусственными газонами и если да, в чем их специфика, плюсы и минусы?

Николай: – Да, мы начинаем развивать это направление. Искусственный газон справедливо считается очень быстрым. Плюс в том, что зеленую массу получаешь сразу, и она никуда не денется, поливай не поливай. Минус – высокая цена. К тому же он твердый, на нем гораздо легче получить травму. Поэтому все уважающие себя футбольные клубы никогда не играют на искусственном поле, только на натуральном. Тренировочные поля заказывают, но не более.

Воробьев О.Б.: – Нет, не занимаемся.

  • Удобрения на футбольном газоне применяются?

Николай: – Удобрения однозначно применяются. Просто, наверное, рецептуру применяемых у них удобрений не все скажут. Периодичность определяется индивидуально, но я полагаю, что не чаще одного раза в месяц. Это же касается дозировки. Если с ею переборщить – можно просто сжечь газон, на нем будут выгоревшие, выжженные пятна.

Воробьев О.Б.: – Да, обязательно. Трава – это такой же живой организм как люди, как растения. И как всему живому, ему нужно питание.

  • Предположим, что на "Днепр-Арене" сейчас захотят заменить газон. Сколько на это потребуется времени и с чего бы начали вы, с одного газона или газона с подушкой?

Николай: – Не знаю, но я бы однозначно газон просто так не менял. Нужно брать анализы почвы, смотреть, что идет в подушке, а только потом принимать решение. Поспешные решения не приведут ни к чему. Торопиться не надо, может он переболеет и примется. Если бы мы сейчас говорили о стадионе открытого типа – там вопросов нет, там все гораздо проще. Тут же стадион закрытый – это совсем другое дело. На мой взгляд, самая большая проблема сейчас всех закрытых стадионов – это подготовка агрономов, которые обслуживают закрытые стадионы. Таких специалистов очень мало, поскольку у нас никогда не было закрытых стадионов, поэтому и агрономов таких не было.

Воробьев О.Б.: – Начинать решать проблемы нужно параллельно в нескольких направлениях. С технической стороны необходимо обеспечить достаточную вентиляцию и подсветку поля. Затем сделать анализ основания поля. Только после этого принимать какие-либо решения. Если это не будет сделано – менять газон бесполезно. Какой бы новый и суперкачестенный не постелили – он будет медленно умирать.

Как вы уже заметили, наши специалисты неоднократно упоминали некие фитолампы, которые часто используются для профилактики заболеваний на закрытых газонах. Рассказать о свойствах таких ламп мы попросили директора компании "ПромТехника" – Ковтун Александра Петровича (далее – Ковтун А.П.), который уже много лет занимается поставкой профессионального оборудования для освещения растений.

  • Что такое фитолампы?

Ковтун А.П.: – Фитолампы предназначены для освещения зеленых растений. Они обладают специальным спектром, который необходим растениям для их нормального роста.

  • В какое время и как долго они должны применяться?

Ковтун А.П.: – Как правило, время освещения не нормируется. Главное, чтобы световой день был не более 12 – 14 часов в сутки. Это значение не должно превышаться, т.к. переизбыток света также негативно сказывается на растении, как и его недостаток. Освещать растение вы можете в любое время, в том числе и ночью.

  • Чем полезны фитолампы?

Ковтун А.П.: – Во всех фитолампах сбалансировано количество красного и синего спектра. Красный спектр необходим для цветения растения, а синий спектр влияет на вегетативный рост. Таким образом баланс синего и красного спектра дает возможность растению нормально развиваться и расти.

  • Каков механизм их использования фитоламп?

Ковтун А.П.: – Если вы уже решили дополнительно освещать растение – это нужно делать каждый день по режиму. Поскольку любые перемены будут сказываться негативно. Должна быть четкая периодичность, без всяких перерывов.

  • Сколько необходимо лам, чтобы охватить все футбольное поле?

Ковтун А.П.: – Существуют разные типы ламп, у которых может быть разная мощность. По мощности лампы бывают 400, 600, 750 и 1000 ватт. Если мы возьмем лампу мощностью 400 ватт, то она в среднем может охватить примерно 7 – 10 квадратных метров. Соответственно, на такое футбольное поле необходимо порядка 1000 ламп. Если же взять лампу мощностью 600 ватт – то она охватывает площадь около 15 квадратных метров, соответственно и их общее количество будет меньше. Поскольку температура нагрева такой лампы порядка 300 градусов по Цельсию, она должна находиться на уровнем поля на высоте порядка полутора-двух метров. Опять же, зависит от мощности. Чем мощнее – тем больше температура, соответственно тем выше она должна быть над уровнем поля.

  • Какова стоимость одной фитолампы?

Ковтун А.П.: – Если мы возьмем лампу со светильником, без дополнительного каркаса, необходимого для размещения ламп над полем, то средняя стоимость одного комплекта в 400 ватт будет порядка 1100 – 1500 гривен. Лампа в 600 ватт обойдется до 2000 гривен за комплект. Конечно, цена очень зависит от производителя, но это средний порядок цифр. Но это цены только на лампы с прожекторами, без дополнительного оборудования.

Путем несложных подсчетов даже обыватель может увидеть, что такая установка не только дорога сама по себе, в копеечку влетит и ее энергопотребление… Если, конечно, использовать лампы старого поколения. Интернет-мониторинг СМИ вывел нас на достаточно интересной комментарий технического директора "Донбасс Арены" Вадима Гунько по этому поводу:

Гунько Вадим: – На семинаре, посвященном технологиям искусственного освещения футбольный полей в Испании обсуждался также вопрос перехода от ламп накаливания в установках искусственного освещения газона к светодиодным лампам, обладающим рядом преимуществ – экономичность и энергоэффективность. Думаю, что в течение ближайших трех-пяти лет мы тоже будем переходить на такие системы, которые потребляют в разы меньше электроэнергии. Также было очень интересно узнать, что на "Сантьяго Бернабеу" летом специально создают тень над полем. Конечно, у нас не настолько жаркое лето, но мы собираемся учесть это и уже в межсезонье внедрить соответствующие технологии.

Таким образом, очевидно, что любые проблемы можно и нужно решать, и для этого совсем не обязательно заново изобретать велосипед. Нужно лишь попытаться перенять успешный опыт стадионов, которые уже сталкивались и уже решили многие из наших проблем.

На закуску мы решили побеседовать с человеком, который десять лет посвятил себя стадиону "Метеор", открывал "Днепр-Арену" и руководил ею довольно продолжительное время – это Огановым Владимиром Григорьевичем. Кто как не он знает все проблемные зоны нашей "Днепр-Арены"?

  • Существуют ли у закрытых стадионов проблемы с газоном и в чем они заключаются?

Оганов В.Г.: – Практически у всех стадионов, которые имеют конструкцию закрытого типа, такие проблемы есть, они неизбежны. Неизбежны ввиду одной простой причины: для того, чтобы развивалось растение, в частности растение, которое мы видим на газоне, а это однодольные растения, широколистные и узколистные травы, необходимо достаточное количество света, воздуха, обмена воздуха и прочее, чего на стадионах закрытого типа не существует. Наверняка вы слышали о таком процессе, как фотосинтез, он идет исключительно на свету, в условиях аэрации, на воздухе, при участии определенных ферментов и так далее. Естественно, здесь, в искусственных условиях, когда газон, так или иначе, закрыт со всех сторон крышей, трибунами и прочим – процесс затруднен и в результате такой закрытости возникает масса побочных явлений в виде различного рода заболеваний, грибковых заболеваний. Эти газоны больше подвержены болезням растений, соответственно в этом и заключается их главная проблема. Проблема в том, что трава не так хорошо укореняется, она гораздо более слаба в сравнении с травой, которая находится на открытых стадионах. Если мы возьмем для примера ребенка, который хоть и кушает, но все время находится в квартире – цвет лица у него и общая живость будет не та, если бы вы постоянно гуляли с ним на открытом воздухе, в парках и так далее. Если ребенок дышит свежим воздухом, движется – у него совсем другое здоровье, другой внешний вид и устойчивость ко всем агрессивным проявлениям среды. А разница всего лишь в естественных и искусственных условиях. Вот примерно то, что происходит с газоном на стадионах закрытого типа. Проблемы были, есть и будут, прежде всего природных свойств. 

  • Какие существуют способы бороться с этими проблемами?

Оганов В.Г.: – На максимум сделать так, чтобы приблизить все условия жизни того или иного газона к естественным, а именно: создать эффективную циркуляцию воздуха по стадиону, в темное время суток, особенно с ноября по март, обеспечить необходимую подсветку газону и так далее. Грубо говоря, если мы попытаемся классифицировать футбольные поля на два типа, мы получим поля открытых стадионов, таких как "Метеор", "Динамо" им. Валерия Лобановского и любой другой стадион, где трибуны конструктивно открыты – на них много солнца и ветер гуляет свободно. О этих газонах отдельная речь и отдельные разговоры. А дальше мы поднимаем с вами важную тему закрытых стадионов и газонов на этих стадионах. На сегодняшний день на Украине их три: в Днепропетровске, Донецке и Харькове. Все эти стадионы уже сталкиваются с похожими проблемами. В дополнение у нас скоро откроется такой стадион в Львове, Киеве и Одессе. Все эти стадионы закрытого типа, но вместе с тем один, второй и третий – совершенно различны конструктивно. Я все еще говорю о газоне. Если брать стадион в Донецке – там очень большая конструкция, объема воздуха там гораздо больше. Закрытость этого стадиона совершенно не такая, как в Харькове, как у нас. Там большое пространство, там тень ходит совершенно иначе, чем на "Днепр-Арене". Если вы бываете на "Днепр-Арене", то могли заметить, что Южная сторона, правый ближний угол, если смотреть со стороны выхода футболистов, он всегда проблемный.  Я два года работал на "Днепр-Арене", я его открывал практически и занимался газоном вплотную, когда агроном от него отказался. Там, в вышеуказанном месте, постоянно влага. С чем это связано? В течение всего года туда, вот в этот уголочек, солнце практически не попадает. Если вы заметили, там нет абсолютно никаких выемок. Левая часть, так называемая Северная, она мало-мальски обдувается ветром, она более благополучна и устойчива. То здесь, этот темный участок газона, он нуждается в дополнительной помощи в виде вентиляторов и прочего. Что это даст? Надо смотреть. Каждый закрытый стадион – это отдельная песня. В том-то и заключается сложность. Здесь нельзя выдавать общих однозначных рецептов. Скажем так: для каждого больного нужно подбирать лечение и лекарства индивидуально. Каждый стадион находит свой выход. Если, конечно, он видит в чем проблема. Поскольку сейчас я работаю на "Метеоре", могу сказать, что для него агротехника, т.е. все операции, удобрение, обработка и так далее, они едины на весь гектар, почти гектар – 0,8 га территории. То на стадионах закрытого типа, как на "Днепр-Арене", там две или даже три агротехники. Т.е. мы с вами условно делим газон пополам. Левая часть, если смотрим по выходу футболистов, и правая часть. По правой части – совсем другая агротехника. Не принципиально другая, но тем не менее. Там меньше надо поливать, там в некоторых местах надо обработать, там нужно создавать карту поля, понимая, что происходит на том или ином участке, соответственно и работать. Там очень сложная работа. Это индивидуальная работа. Сказать, что есть у нас такие специалисты – я их на Украине не знаю. Хороших специалистов много, я с ними общаюсь, но, тем не менее, это новое для Украины явление и проблем будет очень много! Каждый стадион будет находить те или иные методы ухода за газоном. Это очень сложный вопрос, его часами можно освещать.

  • Предположим, что на "Днепр-Арене" захотят перестелить газон. Готов ли "Метеор" на несколько месяцев принять команду?

Оганов В.Г.: – Стадион "Метеор" является запасным стадионом для ФК "Днепр", поэтому все будет зависеть от того решения, которое примет клуб. Захотят поиграть на "Метеоре" – мы приведем его в порядок! Здесь у газона трава имеет очень мощную корневую систему, сформировавшуюся многими годами. Конечно, поле нужно немного выровнять. Можно играть и сейчас, но будет очень сложно, поскольку тренируется "Днепр-2" и играют ветераны. Но я думаю, что поспешных решений не будет. Стоит подождать и посмотреть на газон после небольшой паузы. Так что посмотрим.

  • Вы много лет отдали "Метеору", открывали "Днепр-Арену" и до сих пор продолжаете заниматься "Метеором" – что значит для вас стадион и футбольное поле?

Оганов В.Г.: – По-моему, более пятидесяти процентов понятие стадиона формирует сам газон. Это поле битвы! Представьте себе – уникальный архитектурный проект стадиона, превосходный внешний вид,  небывалая роскошь повсюду, комфортабельные условия для зрителей. Все в восторге! Занимаем свое место на трибуне и видим, что там не газон, а месиво. И наоборот: если условия достаточно просты, но на поле бьется твоя любимая команда – это класс!  Десять лет работая директором "Метеора", общаясь с тренерами и футболистами, могу сказать, что существуют различные понятия и подходы при оценке самого газона. Вот он зеленый, он монотонно зеленый, он очень хороший, очень густой, его даже низко постригли и прочее. Вот так, внешне, любой бы дилетант сказал бы: "какой классный газон" и прочее. Поначалу я тоже так считал, пока не начал общаться практически с каждым футболистом спрашивая, а что вам от него надо?! Начал получать разные мнения и пожелания. В итоге понимаешь, что для нас, для зрителей, очень важен внешний вид газона, какой он красивый и так далее. Для футболистов же и для тренеров внешний вид газона второстепенен, а на первом месте – безопасность и надежность. Для футболиста должно быть не опасно на нем играть, чтоб он не боялся упасть и что-то себе сломать. Для тренера важна его жесткость или мягкость. Если команда техничная, на которую сейчас претендует наш любимый "Днепр", газон должен быть быстрым, трава не должна быть кочковатой и прочее. А там, в зависимости от того, какая команда прибудет в гости, его надо постричь коротко или оставить длиннее. Это целая наука, а не просто выращивание и существование на поле декоративной травы. Газон должен быть очень хорошо устойчивым к физическим нагрузкам. Когда идет проливной дождь – вода должна уходить практически сразу, никаких луж не должно быть, поскольку это парадные газоны, а не тренировочные. Тренироваться здесь очень и очень не желательно, но здесь нужно провести игру так, чтобы в любую погоду она была удовлетворительной и само поле не мешало футболистам. Очень много разных нюансов. На основании этого понимаешь, что же такое хороший газон. Для футболистов газон имеет огромное значение. Они приезжают на стадион и сразу выходят на поле, смотрят на газон, какой он? Ровный, неровный, кочковатый или нет, мягкий или жесткий, очень густая трава – это тоже не очень хорошо. На сегодняшний день функционально практически идеальный газон у "Динамо" Киев. Они добились наилучшего результата газона по функциональности. Заметьте, когда идет распасовка и футболист отдает пас – мяч идет ровно, четко и одинаково предсказуемо по скорости. Отскок мяча – его тоже сразу чувствуешь, какой он – мягкий или жесткий. Второе место я отдал бы стадиону в Донецке – там трава очень хорошая, густая, из-за чего газон чуть более медленный. У нас газон английского типа. Он должен быть быстрым, очень хорошим и не слишком жестким. Насколько я заметил, неплохой газон сделали и в Харькове. Когда идут подкаты, там трава даже не поднимается. У них газон прошит искусственной нитью и не постелен, как у нас, а выращен из семечки. Они уложили основание, грунт, посеяли и за четыре месяца из семян вырастили газон. Считаю, что это гораздо более выгодный вариант. Ну представьте себе, или привезли накатной коврик, который успел прирасти или нет, но когда футболист делает подкат – он двигается или собирается. Ну не успела трава взяться прирасти, что ж, ребенка за три месяца не получишь, ему девять месяцев нужно расти в утробе матери. Точно так же и здесь. Тема же футбольного газона для меня очень животрепещущая.

Мы благодарим всех, кто помог провести нам это расследование и хоть немного прояснить ситуацию! Также мы с уважением относимся к людям, которые по разным причинам отказались давать интервью или свое разрешение на его публикацию. Для нас же остается загадкой, почему футбольные клубы так стараются скрыть информацию, которая во всем цивилизованном мире считается открытой и общедоступной.

 

С надеждой на лучшее,

Жарый Дмитрий,

специально для dniprozone.com

33 комментария
  • Muxtar
    Чт, 1 сентября 2011, 08:46
    Честно говоря ни о чем. Куча специализированной информации, а ответов по теме газона именно на ДА, и что с ним делать, практически и нет
    рейтинг: 0
  • Станислав
    Чт, 1 сентября 2011, 09:01
    На Донбасс-арене купили «солнечные» установки и идеальное поле у них. Мы не купили, сэкономили. Стеценко от Коломойского «5», молодец, не тратишь деньги.
    Сейчас поменяем еще поле, потом еще и купим установки.
    Где экономия? Экономика?
    рейтинг: 0
  • arrow
    Чт, 1 сентября 2011, 09:18
    Ну конкретных ответов никто и не даст… а то можно и расстаться с работой своей. Многое покрыто тайной.

    А вообще статья интересная. Полезно было узнать новые вещи для себя.
    рейтинг: 0
  • Роман Петрович
    Чт, 1 сентября 2011, 09:36
    Парни! цель этой статьи отвлеч наше внимание от окончания трансферного окна!!!
    рейтинг: 0
  • SL
    Чт, 1 сентября 2011, 09:56
    Журналисты молодцы конечно! но мне показалось не много затянутым и скучноватым) нужны более провокационные вопросы про ДА:)
    рейтинг: 0
  • Cardigan
    Чт, 1 сентября 2011, 10:02
    Это не расследование, а статья из альманаха «Дом и Сад» какаято… Где ответственные, кто проебал и продолжает это делать? Где вьюха с директором конторы поставщика газона, его мнение об уходе за полем после укладки? Где «отмазки» сегодняшнего ответственного за состоянием поля? Что дальше будет делаться, когда и как?
    рейтинг: 0
  • olegdnipro
    Чт, 1 сентября 2011, 10:19
    Самый страдающий участок поля — вратарская площадка. Бывая на играх за границей, обратил внимание, что для разминки вратарей устанавливают сборные ворота между угловым флажком и игровыми воротами, перед которыми никто не топчется. У нас же это место перекапывают ещё до начала игры.
    рейтинг: 0
  • Jack_Sparrow
    Чт, 1 сентября 2011, 10:28
    Статья конечно очень интересна сама по себе, но никак не может претендовать на используемый заголовок.
    рейтинг: 0
  • Explorer
    Чт, 1 сентября 2011, 10:30
    Проблема, в том, что стадион построен по принципу ''КОНСЕРВНОЙ БАНКИ'' он не проветривается, и трава гниёт.Единственный выход, это искуственный газон последнего поколения, и проблена будет решена.
    рейтинг: 0
  • setivik
    Чт, 1 сентября 2011, 10:53
    Рассмотрим другой вариант.Есть моё личное предположение что газон и вовсе не менялся. Привожу аргументы. Летом на Днепр-Арене гулялась жидовская свадьба. Но сие событие массово не афишировалось. Имеется только одно фото. За которое охранника Днепр Арены уволили. Видно что поле было накрыто и было под колосальной нагрузкой от шатра. Даже на этом фото видно что газон пожелтепший. После свадьбы был демонтаж которые еще больше усугубил состояние травы. Но возникает вопрос меняли ли газон вообще? На Метаглист арене меняли газон параллельно с нашим. Но почему такая колосальная разница в их состояниях. И видил ли кто то фотоотчеты с Днепр-Арены. Такие как приходят с Харькова, Луганска, Львова. Потом информация о расширении поля на 2 метра. Это тоже ложь. Визуально видно что поле осталось на том же месте. Следующий факт это женщины и мужчины которые выбегают в перерыве и собирают в пакеты АТБ загадочные кусочки поля. Странно но кроме ДА нигде такого нет, причем газон поменяли а загадочные кусочки и сборщики остались. Сижу обычно в рядах не выше 10 и очень хорошо вижу состояние поля. Моё мнение что газон и вовсе не менялся. А информация про замену это всего лишь прикрытие свадебных процессов. Хотя это личное дело Коломойского и это его стадион что хочет то и делает.
    рейтинг: 0
  • andreys0
    Чт, 1 сентября 2011, 13:10
    интересная инфа
    рейтинг: 0
  • Amfy
    Чт, 1 сентября 2011, 18:25
    во первых, у Металлиста газон прошили, что очччень важно, тоесть газон попросту прибили у почве, потому он не вырывается и норм растет, а по поводу свадьбы жидов, есть ролики на Ютубе)
    рейтинг: 0
  • setivik
    Пт, 2 сентября 2011, 11:27
    Свадьба может и есть. А как меняли наш газон кто нибудь видел?
    рейтинг: 0
  • Константин
    Чт, 1 сентября 2011, 11:06
    «Также было очень интересно узнать, что на „Сантьяго Бернабеу“ летом специально создают тень над полем. Конечно, у нас не настолько жаркое лето, но мы собираемся учесть это и уже в межсезонье внедрить соответствующие технологии.»

    На Донбасс Арене уже есть покрытие создающее тень, дабы газон летом не «горел».
    рейтинг: 0
  • bulpi
    Чт, 1 сентября 2011, 11:18
    Очень подробная, информативная статья. Спасибо!
    рейтинг: 0
  • mooheen
    Чт, 1 сентября 2011, 11:43
    Интересная и познавательная лекция, которая не дает ответ на вопрос — Когда мы будем играть на нормальном поле?
    рейтинг: 0
  • Метеор-22
    Чт, 1 сентября 2011, 11:46
    а мы на этой горе арене собирались евро.принимать, кому то уже тогда было все понятно.
    рейтинг: 0
  • Cardigan
    Чт, 1 сентября 2011, 12:18
    Та да, слепили стадик для климата северной Германии или центральной Англии, теперь маются в степях Украины… Все как в Привате.
    рейтинг: 0
  • Метеор-22
    Чт, 1 сентября 2011, 12:40
    не стадион а набор металлоконструкций, где глаза были у этих умников, колому получается развели как лоха…
    рейтинг: 0
  • Cardigan
    Чт, 1 сентября 2011, 12:52
    Ну так бля крикнул своему боярину Шреку и пошло-поехало… Согласись, не царское это дело в проект вникать и по стройкам бегать, как те два дурачка из Донецка и Хрякова… И поле боярин перестилал (если перестилал вообще)и защей покупал. Поглядывая одним глазом на любую тему, она как правило через жопу получается, тем более с таким хуевым управленцем как Шрек.
    рейтинг: 0
  • Метеор-22
    Чт, 1 сентября 2011, 12:57
    правда твоя, не царское это дело мамоном трусить.
    рейтинг: 0
  • Explorer
    Чт, 1 сентября 2011, 12:54
    Это он, нас, разводит!
    рейтинг: 0
  • Explorer
    Чт, 1 сентября 2011, 12:54
    Это он, нас, разводит!
    рейтинг: 0
  • Метеор-22
    Чт, 1 сентября 2011, 12:58
    уже…
    рейтинг: 0
  • George
    Чт, 1 сентября 2011, 15:06
    ниасилил (((((((((
    рейтинг: 0
  • Метеор-22
    Чт, 1 сентября 2011, 15:58
    не гоните, агроном отвечает за поляну, стец.опять не при делах, господи когда это все закончится, трансферы, стадионы, газоны.уныло и безпросветно…
    рейтинг: 0
  • Ferraro
    Чт, 1 сентября 2011, 16:07
    многа букаф(((
    рейтинг: 0
  • goldmen1
    Чт, 1 сентября 2011, 18:53
    goldmen.do.am/
    сайт для настоящих мужчин
    рейтинг: 0
  • Николай
    Чт, 1 сентября 2011, 19:46
    Ребята! Сказано много. но ничего конкретного.Однозначно. была допущена ошибка всамом лроэкте. Я имею в виду градус по направлению к востоку располложения АРЕНЫ Иеще: МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВСТРЕЧАЛСЯ С КИЕВСКИМИ АГРОНОМАМИ. А ИМЕННО С КАЛОШЕЙ Скажу заранее: Встреча носила товарищеский характер Оно состоялась где-то дней за 5 перед матчем с ВОЛЫНЬЮ Он ему сказал. что раньше чем через месяц на газон выходить нельзя Но. наши умники. вместо того.чтобы заплатить копейки за аренду МЕТЕОРА решили играть на ДНЕПРАРЕНЕ Акак-же: ведь точки с пивасиком-это их бизнес. Витоге- получили европейскую поляну под названием«Д Р Е К»
    рейтинг: 0
  • Метеор-22
    Чт, 1 сентября 2011, 20:51
    капитолизм, что ты хочеш, копейки считаем а за гривней лень нагнуться.
    рейтинг: 0
  • Explorer
    Пт, 2 сентября 2011, 02:44
    КОЛОМОЙСКОГО ГЕТЬ!
    рейтинг: 0
  • max7
    Пт, 2 сентября 2011, 09:01
    Хорошая статья, интересные вопросы и интервьюеры, спасибо.
    рейтинг: 0
  • Футбол1
    Вс, 26 августа 2012, 18:29
    да уж, но кажется сейчас футбольное поле нормально выглядит, напишу об этом в блоге, посвященном футболу
    рейтинг: 0