Русол: "Не боимся доверять украинцам"
Исполнительный директор Днепра Андрей Русол, пребывающий вместе с командой на межсезонных сборах в Испании, откровенно ответил на вопросы о состоянии дел в команде, вспомнил свою карьеру, а также рассказал о трансферной политике клуба.
ТРИ СЕКРЕТА ГВАРДЬОЛЫ
— Хорошо известно, что осенью 2011 года вы побывали на стажировке в Барселоне. Какие из привезенных оттуда идей удалось воплотить в жизнь непосредственно в Днепре?
— На заданный мной вопрос одному из директоров каталонского клуба о первых шагах Хосепа Гвардьолы я услышал такой ответ: Он принципиально изменил три вещи. Во-первых, дисциплину на поле. Пеп убедил футболистов в том, что когда они находятся с мячом, то являются уникальными, а когда без него — посредственными футболистами. Отсюда — постоянное желания забрать мяч у соперника, причем, как можно быстрее. Вторая реформа — дисциплина за пределами поля. У Гвардьолы существует свод законов, которые должны неукоснительно выполняться всеми без исключения футболистами. Наконец, третье: он изменил систему питания.....
В этом месте я перебил своего собеседника и задал ему вопрос: Разве определенная система питания поможет Месси бежать быстрее или бить по мячу сильнее?. На это мне сказали: Конечно же, нет, но она поможет ему провести большее количество матчей, а соответственно забить больше мячей и принести больше пользы команде. Тогда же мне предложили пари о том, что в сезоне—2011/12 Месси побьет рекорд по количеству сыгранных матчей.
— Не знаю, побил ли Лионель рекорд по количеству сыгранных матчей, но рекорд по количеству забитых мячей улучшил — точно! Словом, вы убедились в справедливости всех трех постулатов Гвардьолы.
— Понимая это, сейчас мы интенсивно меняем систему питания, которую с помощью фитнес-тренера и руководителя медицинской службы разрабатывает новый шеф-повар.
— Днепр достаточно скромно ведет себя на трансферном рынке. С чем связана такая пассивность?
— Думаю, прошли те времена, когда футбольные клубы могли позволить себе сменить половину состава в течение одного трансферного окна. Да и риски, которые при этом получает клуб, очень велики. Я пытался анализировать ситуацию и по своему опыту игрока скажу, что в последние годы Днепр дважды проводил масштабную кадровую работу: в период, когда команда шла на первом месте при Олеге Протасове, и в первое полугодие работы Хуанде Рамоса. И оба раза мы не получили ожидаемого результата. Введение большой группы новых игроков подразумевает очень высокие риски и не всегда дает необходимый эффект.
— В чем заключаются эти самые риски?
— В том, что мы не знаем, как быстро адаптируется тот или иной футболист. Как вливание свежей крови скажется на атмосфере в раздевалке... В любой ситуации не стоит забывать о сохранении в команде системы балансов. Мало людей — плохо, много — тоже плохо. Один бразилец — мало, много — уже карнавал… Нужно учитывать соотношение украинских футболистов и легионеров, опытных и молодых исполнителей. Четко понимать, что кто-то из игроков будет играть больше, а кто-то — меньше. Нужно уметь регулировать все эти ситуации, чтобы поддерживать хороший микроклимат в коллективе.
Могу искренне сказать, что сейчас у нас очень хорошая команда и очень хороший коллектив, но разрушить все можно очень быстро. Главный принцип — не навредить. А именно более тщательно подходить к выбору новых футболистов, более глубоко изучать их спортивные возможности и так называемый психологический профайл. Мы не можем просить президента покупать по пять новых футболистов каждые полгода. Мы должны уважать те усилия, которые он прилагает для создания боеспособной команды и сильного клуба.
В этой связи хочу привести хорошо запомнившееся мне аллегорическое сравнение большой системы, в данном случае — футбольного клуба, с айсбергом, которое нам ставили в пример в институте Йохана Кройфа. Команда — лишь верхушка айсберга и его видимая часть, которая составляет всего лишь 10 процентов от величины самого айсберга. Тогда как большая часть клубной структуры находится под водой и составляет 90 процентов величины этого айсберга. Иными словами, чем сильнее структура, тем устойчивее сам клуб. Сейчас в этой самой невидимой части Днепра происходит достаточно много изменений, за счет чего становится сильнее сама система.
УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО БЕРСЕРЫ
— В бытность футболистом, вы всегда избегали публичности. Но теперь, в новом качестве, к ней, видимо, приходится привыкать?
— Буду откровенен, я — не фанат общения с журналистами и никогда им не был, но всегда старался уважать любую профессию. Понимаю, что в моей сегодняшней ситуации периодическое общение с прессой необходимо. Так что проблема здесь не в журналистах, а, скорее, в складе моего характера.
— Вам приходится осваивать иностранные языки, ведь в последнее время в штате Днепра появляется все больше зарубежных специалистов на самых разных должностях. Спортивный директор детской академии — каталонец Жорди Гратакос, физиотерапевт из Хорватии Иван Поробия, сменивший в этой должности испанца Хавьера Берсеру… Кадровый курс на Запад — это инициатива Хуанде Рамоса или генеральная линия руководства клуба?
— Я не думаю, что Мистер должен подсказывать или указывать, кого именно клуб обязан принимать на работу. Он информирует нас об условиях, которые необходимы ему и команде для того, чтобы рабочий процесс проходил с максимальной эффективностью. Ну а мы, в свою очередь, пытаемся выполнить все его пожелания. Что касается приема на работу иностранных специалистов, то в идеале нам хочется видеть в клубном офисе как можно больше работников с днепропетровскими корнями. Но порой найти специалиста необходимой квалификации очень сложно. Я счастлив, что медицинскую службу возглавляет человек, который родился в нашем городе и в то же время обладает знаниями европейского топ-уровня (речь идет о гражданине Германии, коренном днепропетровце Николае Линевиче). И хотя сейчас мы вынуждены подыскивать специалистов за рубежом, параллельно обучаем своих людей, которые должны будут заменить иностранных профессионалов в обозримом будущем.
Дело в том, что включая определенного специалиста в свою систему, клуб получает не только хорошего профессионала, но и знания, которыми он обладает. Мы не можем всегда зависеть от зарубежных кадров, нужно постоянно учиться самим. Появление испанского физиотерапевта Маркоса Альвареса, к примеру, наглядно показало, насколько важно иметь в команде такого специалиста! Статистика свидетельствует о том, что в среднем в период цикла из двух игр в неделю в клубном лазарете всегда находятся по 3-5 травмированных футболистов. У нас же в первом круге чемпионата не было зафиксировано ни одного мышечного повреждения! Вывод: как минимум один высококвалифицированный физиотерапевт команде просто необходим.
— Почему же не продлили отношения с Берсерой?
— Контракт испанского физиотерапевта заканчивался, и мы решили его не продлевать. Хавьера не очень устраивал уровень его зарплаты в клубе. Однако нельзя зависеть от перепадов настроения работников клуба, которые приезжают к нам на заработки. В клубе не должно быть незаменимых людей, иначе этот клуб будет очень слаб. А если кто-то начнет выторговывать себе дополнительные блага, нужно реагировать быстро! Так, как это сделало руководство Шахтера, ответившее на опоздание Виллиана в расположение команды перед началом сборов мгновенной покупкой Тайсона.
РАВНЕНИЕ НА ЖУЛИАНО
— Какова вообще схема трансферной работы Днепра? Кто предлагает кандидатуры того или иного потенциального новобранца, за кем остается последнее слово и решение о покупке? На каком этапе этой цепочки находится главный тренер?
— Одной из задач, которую поставил передо мной президент клуба, было создание отдела скаутинга. Мне было необходимо какое-то время для того, чтобы собрать информацию о том, как должна функционировать эта структура. В данный момент необходимые сведения собраны, и, я надеюсь, что вскоре этот наш отдел приступит к выполнению своих обязанностей.
Что же касается схемы трансферной работы, то ключевой стартовой информацией для наших скаутов являются позиция тренера и его желание видеть в новичке определенные качества. В свою очередь, сам наставник формулирует характеристики, которыми должен обладать исполнитель на определенной позиции, а отдел скаутинга, в свою очередь, предоставляет тренеру конкретные кандидатуры.
— Задам вполне конкретный вопрос: не интересовались ли руководители Днепра кем-то из лидеров фактически распавшегося Арсенала?
— Сейчас в нашем расположении находится трое футболистов, пребывавших на ведущих ролях в киевском клубе в прошлом году — Шахов, Кобахидзе и Матуку. Все остальное зависит исключительно от них самих.
— Решив все возможные кадровые проблемы, связанные с атакой, Днепру, по мнению специалистов, все еще необходимо укрепить заднюю линию. Неужели поиски квалифицированного защитника являются такой критической проблемой?
— Я надеюсь, что мы решим ее в самое ближайшее время.
— Как в Днепре отнеслись к полугодичной командировке Александра Алиева и последующему решению Олега Блохина вернуть его в Динамо?
— Это обычная ситуация в футбольной жизни, когда футболист приходит в аренду на полгода, а затем возвращается обратно. Мы благодарны Саше за то время и за те игры, которые он провел в составе Днепра.
— Вы сами вспомнили о поговорке: один бразилец — хорошо, два — уже карнавал. Можно ли сказать, что вашему клубу с бразильскими легионерами повезло?
— Могу сказать точно, что и Жулиано и Матеус являются очень хорошими людьми и большими профессионалами. Постоянно говорю нашим молодым игрокам: берите пример с Жулиано. То, как он работает на тренировках, как относится к своей работе — просто пример для подражания!
Очень важно, что оба наших бразильца всегда готовы сражаться на поле до конца, и они не делают для себя никаких поблажек, что вследствие ментальности зачастую присуще бразильским игрокам. Оба очень много работают на поле, хотя и являются футболистами группы атаки. Приятно видеть, когда Жулиано в раздевалке, пытается завести партнеров и кричит на хорошем русском: Давай, давай, собрались!.
НЕВЕРОЯТНЫЙ СЕЗОН РОТАНЯ
— Многих смущает неопределенный статус вызванного в сборную, но не имеющего постоянного места в основе Днепра Дениса Олейника. Говорят, что он слишком прямой человек, чей язык может сыграть с ним злую шутку…
— У каждого из нас случаются сложные периоды в жизни. Но силен не тот, кто никогда не падал, а тот, кто всегда находит в себе силы подняться. Что же до сути вашего вопроса, то Денис уж точно не является скандалистом. Он любит и умеет пошутить, но делает это лишь тогда, когда можно.
— Что необходимо для того, чтобы избежать ситуаций а-ля Боатенг?
— Во-первых, глубокое изучение психологического профайла футболиста. Во-вторых, создание комфортных условий для жизни игрока и особенно его семьи. Сейчас мы создаем в клубе отдел адаптации, в чью задачу будет входить решение всех бытовых вопросов, с которыми столкнутся новички.
— Нет ли сожалений о потере такого футболиста?
— Сожалений нет. Главное сделать выводы и двигаться вперед.
— По итогам традиционного новогоднего опроса журналистов СЭ двумя лучшими украинскими игроками 2012-го были признаны днепропетровцы Евгений Коноплянка и Руслан Ротань. Считаете ли вы справедливыми такие результаты анкетирования, и свидетельствуют ли они о том, что Днепр, как и во времена Евгения Кучеревского, возвращается в число культовых украинских клубов?
— Я очень рад, что лучшие украинские футболисты страны играют именно в Днепре. И хочу сказать, что ребята полностью заслужили такие высокие оценки прессы. Руслан, на мой взгляд, вообще, провел невероятный сезон и по праву является вожаком команды и в раздевалке, и на поле. Тем не менее, давайте не будем спешить с оценками и сравнениями сегодняшней команды со своими предшественницами. Очевидно одно: мы должны продолжать упорно трудится, а сравнения оставим для вас — журналистов.
— Вы ничего не сказали о Коноплянке. Хорошо известно, что в качестве потенциальной замены Виллиану Шахтер рассматривал кандидатуры Тайсона и вашего Евгения. Согласился бы Днепр отпустить своего лидера в состав принципиального соперника, если бы горняки удовлетворили финансовые запросы днепропетровского клуба?
— Я часто общаюсь с Женей по поводу того, где он видит себя в будущем, и он всегда говорит, что в Украине у него существует только один клуб — Днепр, чему я несказанно рад!
— Чувствуете ли вы, что реноме вашего клуба в Европе в связи с последними успехами в еврокубках заметно возросло? Является ли задача попадания в Лигу чемпионов-2013/14 приоритетной для вашего клуба?
— Отвечу словами из популярного мультфильма Панда Кунг-фу: Прошлое забыто, будущее сокрыто, настоящее даровано. Давайте наслаждаться настоящим. Сколько в последнее время было сказано о планах и задачах, которые ставит перед собой клуб. Но чаще всего эти задачи потом не выполнялись. Каждый день, каждую минуту мы должны становиться сильнее и постоянно развиваться, как команда и клуб. И тогда победы от нас никуда не денутся.
ЮБИЛЕЙ В ИНСТИТУТЕ КРОЙФА
— Вы всегда говорили, что любая команда, которая стремится к серьезным успехам на европейской арене, должна состоять из местных воспитанников. Каковы далеко идущие перспективы доморощенных игроков, занимающихся в клубной структуре?
— Я до сих пор придерживаюсь устойчивого мнения: футболист, прошедший все ступени детско-юношеской системы воспитания в клубе, даст намного больше этому же клубу, чем любой приезжий футболист. Да, мы привыкли ставить в пример Барселону, так как этот клуб состоит преимущественно из своих воспитанников. Но мы также должны понимать, что создать школу подобного уровня практически невозможно по целому ряду вполне понятных причин.
В любом случае, чем больше в команде у тебя ребят, которые воспитывались в клубной системе, тем лучше. Мы можем смело сказать, что Днепр с постоянной периодичностью воспитывает футболистов для национальной сборной страны. Мы не боимся доверять украинским игрокам и очень этим гордимся.
— Помнится, обследовавшие вас в 2011 году немецкие специалисты подчеркивали, что теперь вы неразрывно связаны со спортом. Сколько времени в день отнимают у вас физические нагрузки?
— Сейчас у меня нет каких-то строгих предписаний о необходимости выполнять определенную программу. То есть, задачи стоят очень простые: не набирать вес и закачивать мышцы спины.
— Хорошо известно, что вы любите большой теннис. Доводилось ли уже выходить на корт в Испании, и кто является вашим партнером — Маркос Альварес или Сергей Кравченко?
— Одним из пожеланий докторов по поводу моей спины, был отказ от участия в теннисных матчах.
— Свой 30-летний юбилей в этом году, как и прежде, вы отметили на сборах, но сейчас несколько в ином качестве. Как провели этот день?
— Все также — вдали от дома. Вместо мяча — ручка, вместо бутс — тетрадка, вместо тренера — преподаватель на экране компьютера.
— Что еще за преподаватель?
— В течение последнего года я учился в институте Кройфа. Система обучения в этом заведении предусматривает on—line лекции по скайпу. Последнюю неделю перед экзаменом я провел в подготовке к финальному тесту, который успешно сдал за несколько дней до нашей беседы.
Вот что приятно!))